главная ⇒ документы ⇒ Руководство по обеспечению и учёту регулярности полёта воздушных судов гражданской авиации СССР РРП ГА-90
С введением в действие настоящего "Руководства" утрачивают силу: Приказ МГА от 13.03.85 N 51, утвердивший Инструкцию по обеспечению и учету регулярности полетов ВС ГА СССР; указание МГА от 11.07.84 N 476/У-1 "Об усилении ответственности за поломки и повреждения воздушных судов на земле и нарушения регулярности движения"; указание МГА от 30.08.85 N 608/У-2 "Об утверждении Инструкции по оперативной информации о регулярности полетов ВС ГА и Дополнение к ней от 01.09.86 N 63.5.3-271"; указание МГА от 28.11.86 N 778/У-1 "О предъявлении штрафных санкций за нарушение регулярности полетов"; указание МГА от 01.10.87 N 698/У "О предъявлении штрафных санкций за нарушение регулярности полетов воздушных судов"; указание МГА от 05.08.87 N 566/У "О внесении дополнений в Инструкцию по обеспечению и учету регулярности полетов ВС ГА СССР, утвержденную Приказом МГА от 13.03.85 N 51"; указание МГА от 19.01.89 N 32/У "О мерах по более полному удовлетворению спроса пассажиров на авиаперевозки"; письмо ЦПДУ ГА от 11.06.86 N 63.5.17-68 (образец пояснительной записки о регулярности полетов ВС).
Время взлета расчетное - время отправления ВС, установленное расписанием (планом полетов), плюс время, отведенное на руление и обеспечение безопасности.
Задержка отправления ВС - отправление ВС из аэропорта позже времени, установленного расписанием (планом полетов).
Задержка выполнения рейса - прибытие ВС в конечный аэропорт позже времени, установленного расписанием (планом полетов).
Отправление ВС - начало движения ВС после запуска двигателей.
Прибытие ВС - остановка ВС на перроне (МС) после заруливания или буксировки.
Позднее прибытие ВС - прибытие ВС в промежуточный или конечный аэропорт с опозданием относительно времени, установленного расписанием (планом полетов).
Расчетное время прибытия - время прибытия ВС в аэропорт, рассчитываемое при задержке отправления. Определяется из фактического времени взлета, продолжительности полета и времени на руление после посадки.
Регулярность полетов ВС ГА - включает в себя понятие регулярности отправлений ВС и регулярность выполнения рейсов. Регулярность полетов характеризует работу предприятий и управлений ГА и отрасли в целом по доставке пассажиров, багажа и грузов в соответствии с договором на перевозку.
Рейс - транспортный полет воздушного судна (по расписанию или вне расписания), выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.
Суточный план полетов - план полетов, составляемый в авиапредприятиях ГА накануне дня полетов на основании расписания движения ВС, планов-нарядов летных подразделений, планов полетов и заявок для выполнения авиационных работ в народном хозяйстве.
Сводный суточный план полетов управления ГА - составляется накануне дня полетов на основании суточных планов своих аэропортов.
2.1. Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР (в дальнейшем - Руководство) разработано в соответствии с действующим законодательством СССР, Воздушным кодексом СССР и нормативно-распорядительными документами Министерства гражданской авиации.
2.2. В соответствии с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)" обеспечение регулярности полетов исходит из следующих положений:
- предприятие ГА несет полную ответственность за соблюдение интересов государства и прав граждан в выполнении принятых обязательств по осуществлению своевременности перевозки;
- деятельность предприятия ГА не должна нарушать нормальные условия работы других предприятий и организаций;
- нарушение регулярности полетов предприятием ГА влечет экономическую ответственность, а также возмещение в установленном порядке ущерба, нанесенного потребителю.
2.3. Руководство определяет:
- основные задачи и функции служб предприятия ГА по обеспечению регулярности
полетов;
- ответственность предприятий и управлений ГА за обеспечение регулярности полетов;
- оценку деятельности предприятий ГА и отрасли в целом;
- организацию учета и отчетности по регулярности полетов;
- организацию обеспечения регулярности полетов рейсов с индексом "М";
- порядок применения экономических санкций за нарушение регулярности полетов.
2.4. Настоящее Руководство распространяется:
- на работников гражданской авиации и закрепляется в нормативно-распорядительных документах служб, предприятий, организаций и управлений ГА, а также управлений МГА;
- на предприятия и организации министерств и ведомств, участвующих в подготовке и обеспечении полетов, согласно договорам.
2.5. Контрольный экземпляр Руководства ведется в ПДС предприятий, управлений и ЦПДУ ГА.
2.6. Изменения и дополнения к настоящему Руководству вносятся на основании приказа Министра гражданской авиации.
2.7. Контроль за организацией работ по обеспечению регулярности полетов осуществляют:
- в гражданской авиации в целом - ЦПДУ ГА;
- в УГА (ПО) - ПДСУ (ПДСО);
- в предприятиях и приписных аэропортах - ПДСП (АДП).
За нарушения регулярности полетов независимо от их принадлежности несут ответственность:
3.1. Непосредственный исполнитель - за своевременное и качественное выполнение технологических операций при подготовке ВС к отправлению или при подготовке комплекса наземного обеспечения полетов к работе.
3.2. Старший диспетчер (диспетчер) оперативных смен служб предприятия - за оперативное руководство и координацию деятельности всех производственных звеньев по выполнению технологических операций, связанных с обеспечением суточного плана и регулярности полетов, за своевременность и достоверность информации, передаваемой в соответствии с Табелем внутриаэропортовой информации.
3.3. Командир ВС - за своевременную подготовку экипажа и выполнение полета в соответствии с полученным заданием.
3.4. Руководитель службы (смены) предприятия - за организацию выполнения службой (сменой) технологических операций по подготовке ВС или комплекса наземного обеспечения полетов к работе, диспетчеризацию, пооперационный контроль, передачу информации согласно Табелю внутриаэропортовой информации, принимаемые меры по предотвращению задержек.
3.5. Руководитель оперативной смены предприятия - за организацию и координацию работы оперативных смен служб при подготовке ВС к отправлению, подготовку к работе комплекса наземного обеспечения полетов, принятие мер по предотвращению задержек, объективность определения их причин, правильность их оформления и учета, достоверность и своевременность представления отчетности по регулярности полетов ВС в оперативной смене.
3.6. Начальник ПДСП (ПДСО) - за оперативное руководство службами авиапредприятия по обеспечению регулярности полетов, качественную разработку мероприятий по совершенствованию взаимодействия служб при подготовке ВС к отправлению, объективное определение причин задержек, правильность учета и отчетности по регулярности полетов.
3.7. Заместитель начальника аэропорта по движению - за своевременное составление и обеспечение согласованного суточного плана полетов; согласование и координацию воздушного движения в интересах регулярности полетов со смежными направлениями, военными и гражданскими секторами ЗЦ с соседними РЦ УВД, а также с органами ПВО.
3.8. Представитель Аэрофлота за границей - за своевременное выполнение операций, предусмотренных технологическими графиками подготовки ВС в зарубежных аэропортах, своевременность и достоверность информации, представляемой в соответствии с ТС ГА.
3.9. Руководитель предприятия (аэропорта) и его заместители - за выполнение настоящего Руководства, состояние и обеспечение регулярности полетов и объективность представляемой отчетности по регулярности отправлений ВС.
3.10. Начальник ПДСУ - за организацию непрерывного оперативного управления службами предприятий по обеспечению регулярности отправления ВС из аэропортов своего управления и контроль полетов собственного парка ВС на всю глубину полета, своевременность и достоверность оперативных данных и отчетов по регулярности полетов.
3.11. Начальник управления ГА и его заместители - за состояние и обеспечение регулярности полетов ВС в авиапредприятиях управления.
3.12. Начальник ЦПДУ ГА - за оперативное обеспечение регулярности полетов ВС.
Ответственность за обеспечение регулярности полетов ВС ГА должна быть закреплена в соответствующих Типовых положениях должностных инструкциях исполнителей.
4.1. В целом по отрасли - по регулярности выполнения рейсов:
- в управлении (ПО) ГА - раздельно по регулярности выполнения рейсов на собственном парке ВС и регулярности отравлений ВС из аэропортов управления (ПО), независимо от их принадлежности;
- в предприятии (аэропорту) ГА - по регулярности отправлений ВС ГА, независимо от их принадлежности;
- в представительствах Аэрофлота - по регулярности отправлений ВС Аэрофлота.
4.2. Рейс считается выполненным регулярно, если ВС прибыло в конечный аэропорт:
- не позже времени, установленного расписанием (планом полета);
- с опозданием относительно времени прибытия, установленного расписанием (планом полета): не более 10 минут - для рейсов продолжительностью до 3 часов; не более 15 минут - для рейсов продолжительностью от 3 до 6 часов и не более 20 минут - для рейсов продолжительностью свыше 6 часов.
4.3. Отправление считается регулярным, если:
- взлет ВС произведен не позднее расчетного времени взлета;
- взлет ВС произведен позднее расчетного времени, но в первый пункт посадки по маршруту полета ВС прибыло во время, установленное расписанием (планом полета).
Для обеспечения занятости свободных мест, выявленных после окончания регистрации билетов и оформления багажа, дополнительно отводится до 15 минут. Отправление ВС в этом случае считается регулярным, при этом задержка выполнения рейса и задержка отправления ВС в промежуточном (конечном) аэропорту, при выдерживании установленного расписанием времени стоянки, относятся на ППС по причине "допосадка пассажиров".
Допуски, установленные для определения регулярности выполнения рейса (п. 4.2), на оценку регулярности отправления не распространяются. Задержанное отправление ВС без подтверждающего сообщения о своевременной посадке считается нерегулярным.
4.4. На руление и обеспечение безопасности воздушного движения установлено время:
при отправлении:
- для всех ВС - до 15 минут;
при прибытии:
- для самолетов Ил-86, Ил-96-300 - 15 минут;
- для Ил-62 - 10 минут;
- для остальных типов ВС - 5 минут.
4.5. Время отправления, указанное в международном, внутрисоюзном и местном расписаниях, является единым для пассажиров и диспетчерских служб предприятий ГА.
4.6. Прибытие ВС не в аэропорт назначения, а в другой аэропорт того же города, в установленное расписанием (планом полета) время, считается регулярным.
Задержку отправления, связанную с перелетом ВС либо транспортировкой пассажиров и багажа из одного аэропорта в другой, относить на причину, вызвавшую прибытие ВС не в аэропорт назначения.
4.7. Регулярность выполнения рейсов определяется в процентах как отношение рейсов, выполненных регулярно, к общему количеству рейсов, предусмотренных расписанием (планом полета).
Регулярность выполнения рейсов может являться основанием при перераспределении и закреплении воздушных линий за предприятиями ГА на конкурсной основе.
4.8. Регулярность отправлений ВС определяется в процентах как отношение регулярных отправлений ВС к общему количеству отправлений ВС, предусмотренных расписанием (планами полетов).
5.1. Регулярность отправления ВС и выполнения рейсов учитывается по всем транспортным полетам, выполняемым по расписанию, а также вне расписания с пассажирами, согласно суточному плану полетов.
Учет регулярности грузовых и заказных отправлений (рейсов) вне расписания, почтовых отправлений (рейсов) с периодическими изданиями и выполняемыми теми же ВС в обратном направлении, а также регулярность полетов на самолетах Ан-2 ведется отдельно.
5.2. При посадке ВС в аэропорты, не предусмотренные расписанием (планом полетов), регулярность их отправлений из этих аэропортов не учитывается.
5.3. Задержки отправлений ВС, независимо от их принадлежности, относить на аэропорты, где они произошли, за исключением:
- при задержках отправлений ВС, допущенных летным составом или бортпроводниками, вину относить на предприятие по принадлежности экипажа;
- при задержках в аэропорту отправления, связанных с ограничением или прекращением приема ВС (очистка или внеплановый ремонт ВПП, отказ РСТО, эвакуация ВС с летного поля, временные и местные режимы) в аэропортах по маршруту полета, за исключением метеоусловий, вину относить на аэропорты, которые ввели ограничения. Основанием для оформления задержек является телеграмма об ограничении или прекращении приема ВС. Эта телеграмма хранится в ПДСП вместе с суточным планом полетов в течение года.
5.4. Отправление (рейс) ВС исключается из числа запланированных:
- при отмене отправления (рейса) из-за отсутствия коммерческой загрузки в начальном аэропорту, в аэропортах по маршруту полета и в обратном направлении;
- при пролете ВС промежуточного аэропорта из-за отсутствия в нем загрузки.
5.5. При замене типа ВС регулярность отправления и выполнения рейса учитывается относительно расписания (плана полетов). Регулярность отправления из аэропорта обратного вылета учитывается в соответствии с расписанием (планом) полетов.
5.6. При замене ВС двумя или несколькими ВС меньшей пассажировместимости отправление первого ВС учитывается согласно расписанию, последующих - по предварительным планам полетов, с общим интервалом времени вылета между первым и последним ВС не более 30 минут. При превышении указанного времени отправление считается нерегулярным.
5.7. При замене двух ВС одним большей вместимостью регулярность отправления учитывается согласно расписанию отправления первого ВС, отправление второго исключается из плана из-за отсутствия загрузки. В таком же порядке учитываются отправления из аэропорта обратного вылета.
5.8. При переносе вылета ВС на следующие сутки регулярность его отправления учитывается относительно расписания (плана полетов) в те сутки, когда первоначально предусмотрено отправление ВС по расписанию (плану полетов).
Продолжительность его задержки в оперативных донесениях учитывается от времени, указанного в расписании (плане полетов), до первого назначенного срока вылета в следующие сутки. Продолжительность задержки уточняется по времени фактического вылета ВС не позднее третьего числа месяца, следующего за отчетным.
5.9. Время стоянки задержанного ВС в аэропорту отсчитывается: при прибытии задержанного ВС ранее времени, указанного в сообщении о задержке, - от расчетного времени прибытия; при прибытии в расчетное время или позднее - от фактического времени прибытия.
5.10. Регулярность выполнения рейса, начало которого предусмотрено расписанием (планом полетов) в одни календарные сутки, а окончание - в следующие, учитываются в те сутки, в которые предусмотрено окончание рейса по расписанию (плану полетов).
5.11. По каждому первоначальному нарушению регулярности отправления ВС составляется акт установленной формы (Приложение 7), являющийся основным документом при определении причин и виновных в нарушении регулярности полетов.
При кратковременной задержке отправления и при условии прибытия ВС в аэропорт первой посадки по расписанию акт на задержку составляется в установленном порядке и направляется в виновную службу с отметкой "Предпосылка к задержке". В этом случае сообщение о посадке хранится вместе с суточным планом полетов в течение года.
5.12. Акты на задержки, происшедшие по вине летной службы в базовом, промежуточном и конечном аэропортах, визируются командиром ВС или представителем летного отряда этих аэропортов. ПДСП аэропорта задержки высылает телеграфное уведомление о задержке в ПДСП и командиру предприятия по принадлежности экипажа. В эти же адреса не позднее 5 дней со дня задержки высылается акт. Если в указанный срок уведомление не было послано, то задержка относится на ПДСП аэропорта, где произошла задержка.
5.13. Акты на первоначальные задержки отправления ВС по метеоусловиям должны
визироваться начальником (старшим инженером-синоптиком) АМСГ с указанием причин
согласно Классификатору. При массовых задержках отправлений ВС по метеоусловиям
на аэродроме вылета допускается составление одного акта на все задержки.
5.14. Акты на задержки из-за позднего прибытия ВС не составляются, задержки
учитываются в журнале с указанием причин и виновного аэропорта. Причины ППС
определяются по вылетным телеграммам или докладу командира ВС в АДП.
Для базового аэропорта поздним прибытием ВС считается прибытие ВС позднее времени, установленного расписанием (планом полетов), при условии, если общее количество исправных ВС этого типа в базовом предприятии ГА на день вылета обеспечивало расписание движения самолетов с учетом резервного ВС, а на базу задержано прибытие двух и более ВС.
5.15. Акты на задержки отправлений ВС составляются в течение рабочей смены старшим диспетчером (диспетчером) ПДСП. На предприятиях ГА, где нет ПДСП, акты составляются АДП или диспетчером производственной службы.
Руководитель оперативной смены предприятия (СЗНА) организует и проводит расследование причин задержек, определяет окончательную причину и виновную службу. Заключение по объективности определения причины задержек выносит начальник ПДСП (ПДСО), а где нет ПДСП - начальник аэропорта. Начальник службы (смены), на которую отнесена задержка, обязан завизировать акт в течение рабочей смены.
5.16. Акты на задержки отправлений ВС, зависящие от служб авиапредприятий других управлений ГА (по причинам, указанным в п. 5.3), составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр акта не позднее чем через сутки высылается командиру авиапредприятия, служба которого допустила задержку, для принятия мер. Второй экземпляр акта остается на предприятии ГА.
На задержки по вине организаций-заказчиков составляется двухсторонний акт, который должен быть завизирован представителем заказчика и предприятия ГА - отправителя. Он является основанием для предъявления претензий.
5.17. Причины задержек и виновные службы определяются в соответствии с Классификатором нарушений регулярности полетов ВС (Приложение 1).
5.18. Если задержка отправления произошла по нескольким причинам, то она относится:
- на службу, по вине которой произошла задержка большей продолжительности;
- при равной продолжительности задержки или если задержка произошла по вине службы, а затем она продолжилась по метеоусловиям или из-за прекращения аэропортом приема ВС, - на службу, допустившую задержку первой.
5.19. Задержки отправлений ВС из-за отказов и неисправностей авиатехники, отремонтированной заводами ГА, по причинам некачественного ремонта относятся на завод по предъявлении рекламационного акта. При отклонении рекламационного акта задержка относится на ИАС предприятия. Если задержка отправления произошла в промежуточном аэропорту или аэропорту обратного вылета, то задержка первоначально относится на ИАС. После получения информации от владельца ВС в том, что самолет находится на гарантии завода и ему предъявлена рекламация, задержка переквалифицируется на АРЗ или службу снабжения и заказов авиатехники.
5.20. Если при выполнении рейса задержка произошла по вине служб нескольких аэропортов, причину относить на аэропорт, служба которого допустила более продолжительную задержку, а при равной продолжительности - на аэропорт, допустивший задержку первым.
5.21. Задержки, связанные с дополнительным осмотром двигателей из-за выключения реверса на скорости менее рекомендуемой, относятся на виновную службу по заключению комиссии в результате проверки состояния ВПП, авиатехники и расшифровки средств объективного контроля посадки.
5.22. Задержки из-за отдыха экипажа относятся на службу, по вине которой произошло превышение рабочего времени экипажа. Если это произошло из-за неблагоприятных метеоусловий, задержки относятся на метеопричины.
5.23. Задержки отправлений из-за эвакуации ВС относятся на службу, по вине которой было занято летное поле, а при превышении времени эвакуации - на службу, виновную в нарушении сроков эвакуации. Нарушения регулярности полетов из-за эвакуации ведомственного ВС относятся на это ведомство (по заключению комиссии).
5.24. При дополнительном осмотре ВС, попавшего в грозу или в болтанку, задержка относится на виновную службу после окончания расследования.
5.25. При установлении временных режимов полетов отправление считается регулярным, если накануне не позднее 20 часов местного времени внесено разовое изменение расписания движения ВС. В этом случае определение регулярности полетов производится исходя из нового плана.
5.26. Учет задержек отправлений ВС и выполнения рейсов ведется в суточных планах полетов и в журнале ежедневного учета нарушений регулярности отправлений ВС (выполнения рейсов). Отмена отправлений, за исключением случаев, указанных в п. 5.4, считается как задержка. При этом ее продолжительность учитывается от времени отправления по расписанию до отправления последнего пассажира отмененного рейса.
6.1. Летная служба управления ГА ежегодно в установленные сроки совместно с проектом расписания движения ВС представляет в ЦНИИ АСУ ГА перечень рейсов "М" на предстоящий год.
6.2. Индекс М-1 (2, 3) присваивается рейсу, если он выполняется по маршруту с посадкой согласно расписанию (плану полета) хотя бы на одном сертифицированном аэродроме, при условии обеспечения этого рейса ВС, оборудованным БСАУ для полетов в условиях минимумов I (II, III) категории, и экипажем, допущенным к полетам в этих условиях.
6.3. Статус рейсов М-1 (2, 3) закрепляется расписаниями движения самолетов на международные и внутрисоюзные воздушные линии.
6.4. Оценка работы предприятий ГА по организации рейсов М-1 (2, 3) производится по показателю доли рейсов М-1 (2, 3) на сертифицированные аэродромы. Доля рейсов М-1 (2, 3) рассчитывается в процентах и представляет собой отношение общего количества рейсов с индексом "М" к общему количеству рейсов, выполняемых на указанные аэродромы.
6.5. Учет регулярности рейсов М-1 (2, 3) на собственном парке ведет ПДСУ.
6.6. Учет нарушений регулярности рейсов М-1 (2, 3) ведется в суточных планах полетов и в журнале ежедневного учета нарушений регулярности выполнения рейсов.
6.7. В случае ухода ВС на запасной аэродром, приведшего к задержке выполнения рейса, диспетчер ПДСУ - владелец ВС обязан уточнить причины задержки ВС.
6.8. Нарушения регулярности выполнения рейсов М-1 (2, 3), связанные с уходом ВС на запасной аэродром, фиксируются в ПДСУ в журнале ежедневного учета нарушений регулярности выполнения рейсов с указанием конкретной причины задержки выполнения рейса в соответствии с Классификатором. При этом должны быть указаны конкретные метеоусловия, послужившие причиной нарушений регулярности рейсов М-1 (2, 3).
6.9. При задержке отправления рейса М-1 (2, 3) по метеоусловиям начальник АМСГ (старший инженер-синоптик) при визировании акта на задержку рейса должен указать конкретные метеоусловия, послужившие причиной задержки.
7.1. Экономические санкции за нарушение регулярности полетов (в том числе связанных с повреждением ВС) распространяются на рейсы внутрисоюзного, международного и местного расписания, а также вне расписания с пассажирами согласно суточному плану.
Условия ответственности за нарушение регулярности полетов заказных рейсов должны быть оговорены в договорах на их выполнение в соответствии с Инструкцией по организации и выполнению заказных рейсов на воздушных линиях Союза ССР, а почтовых рейсов - определяются Правилами перевозки почты на воздушных линиях Союза ССР.
Предприятия ГА несут материальную ответственность за нарушение регулярности полетов по их вине.
7.2. Предприятие ГА освобождается от ответственности за нарушение регулярности полетов:
7.2.1. При задержках по причинам, соответствующим следующим пунктам Классификатора нарушений регулярности полетов (Приложение 1): И01, И06, И12, П12, П13, П18, П25, П26, П29 (в пределах установленных допусков), А06, Г04, Л02, Л06, Д11, У01, У04, Т04, Ц02, Ц03, Е01 - Е04, Р01 - Р03, Ф01 - Ф07, Ж01 - Ж05, М01 - М13, Х01.
7.2.2. Если ВС было отправлено из аэропорта с задержкой, но в следующий по маршруту полета аэропорт прибыло регулярно.
7.2.3. Если ВС прибыло в аэропорт с задержкой, но время его обслуживания в этом аэропорту не превысило времени, установленного расписанием.
7.2.4. Если ВС было отправлено регулярно, а в следующий по маршруту полета аэропорт прибыло нерегулярно.
7.3. Нарушение регулярности полетов определяется в соответствии с разделом 4 настоящего Руководства.
Для взаиморасчетов между предприятиями ГА продолжительность задержки определяется превышением фактического времени прибытия ВС в очередной аэропорт по маршруту полета над временем прибытия, установленным расписанием (планом полетов), и фиксируется по сообщению по посадке ВС, получаемому в соответствии с ТС ГА.
7.4. При нарушении регулярности полетов предприятие ГА, виновное в задержке продолжительностью не свыше 3-х часов, несет материальную ответственность в виде уплаты штрафа перед другими предприятиями ГА, участвующими в выполнении и обеспечении рейса.
При продолжительности задержки свыше 3-х часов виновник выплачивает штраф за 3 часа задержки и компенсацию пассажирам. Размер, порядок выплаты компенсации пассажирам за нарушение регулярности полетов и порядок возмещения ущерба предприятию ГА, не виновному в задержке, но выплачивающему компенсацию, определяется отдельным нормативным актом МГА.
7.5. Наложение штрафа на виновное предприятие ГА производится в соответствии со следующими условиями:
7.5.1. Предприятие ГА - виновник задержки выплачивает штраф однократно за все время задержки по своей вине.
7.5.2. Если виновником задержек одного и того же рейса является несколько предприятий ГА, то каждое из них выплачивает штраф в соответствии со временем задержки, виновником которой он является, независимо от времени задержки рейса в целом.
7.6. Размер штрафа, налагаемого на виновное предприятие ГА, определяется по формуле:
S = C x Тзад,
где:
S - размер штрафа в рублях;
C - размер часовой ставки штрафа в зависимости от типа ВС (из таблицы 1);
Тзад - время задержки в часах.
Таблица 1
Размер ставок штрафа за нарушение регулярности полётов на 1 час задержки | ||
---|---|---|
Тип ВС | Размер ставок (руб.) | Среднесуточный налёт |
Ил-86 | 620 | 4,69 |
Ил-62 | 520 | 5,66 |
Ту-154 | 480 | 4,96 |
Ту-134 | 210 | 4,13 |
Як-42 | 240 | 4,76 |
Ил-76 | 380 | 2,52 |
Ил-18 | 110 | 3,89 |
Ан-12 | 130 | 3,22 |
Ан-24 | 90 | 4,34 |
Ан-26 | 30 | 3,03 |
Л-410 | 9 | 1,53 |
Ан-28 | 9 | 1,12 |
Як-40 | 40 | 3,25 |
Ан-2 | 4 | 3,25 |
Ил-14 | 16 | 1,36 |
Примечание. Размер ставок за нарушения регулярности полетов может быть уточнен при изменении отраслевого хозяйственного механизма.
7.7. Штраф распределяется между всеми предприятиями (аэропортами) ГА, участвующими в обслуживании и выполнении рейса следующим образом:
7.7.1. Виновником задержки является владелец (арендатор) ВС:
а) если задержка отправления (определяемая в соответствии с п. 7.3) не ликвидирована в процессе выполнения рейса (в т.ч. и закольцованных рейсов) и в конечный аэропорт ВС прибыло с задержкой, не превышающей первоначальную, то сумма штрафа делится на количество аэропортов, участвующих в обеспечении рейса без учета владельца ВС, и распределяется между ними в равных долях.
Пример 1. Самолет Ил-62 задержан на 2 часа в базовом аэропорту по вине владельца (по времени прибытия в первый пункт посадки). В обслуживании рейса участвуют еще три аэропорта.
В конечный аэропорт ВС прибыло с задержкой, не превышающей первоначальную.
Сумма штрафа распределяется между участниками (тремя аэропортами) в размере,
для каждого равном:
размер ставки x время задержки 520 x 2= 347 руб.;
колич. участников (без владельца) 3
б) если задержка ликвидирована в каком-либо промежуточном аэропорту и в конечный аэропорт ВС прибыло по расписанию (с учетом установленных в п. 4.2 допусков), то сумма штрафа делится на количество аэропортов, способствующих введению рейса в расписание (от а/п задержки до а/п, введшего рейс в расписание).
Пример 2. Для исходных данных примера 1, если ВС введено в расписание во втором транзитном аэропорту и в конечный аэропорт оно прибыло по расписанию, то сумма штрафа распределяется между транзитными аэропортами в размере, для каждого равном:
размер ставки x время задержки 520 x ------------------------------ = ------- = 520 руб.
количество аэропортов 2
7.7.2. Виновником задержки является промежуточный (конечный) аэропорт:
а) если задержка отправления не ликвидирована в процессе прямого и обратного (а равно закольцованных) рейсов и в базовый аэропорт ВС прибыло с задержкой, не превышающей первоначальную, то сумма штрафа делится на количество аэропортов, участвующих в обеспечении и выполнении задержанного рейса (включая и аэропорт задержки), и распределяется следующим образом:владельцу ВС - в размере двух долей;
остальным аэропортам - по одной доле на каждого.
Пример 3. В выполнении и обеспечении рейса участвуют 4 аэропорта (базовый, два транзитных и конечный). Самолет Ил-62 задержан на 2 часа в первом транзитном аэропорту при выполнении прямого рейса и в базовый аэропорт прибыл с опозданием, не превышающем время первоначальной задержки.
Доля штрафа определяется следующим образом:
размер ставки x время задержки 520 x 2260 руб.
колич. участников (с учетом винов.) 4
Штраф распределяется следующим образом:
владелец ВС получает сумму, равную - 260 x 2 = 520 руб.;
второй транзитный и конечный аэропорты - по 260 руб. каждый;
б) если задержка ликвидирована при выполнении прямого или обратного (равным образом и закольцованных) рейсов, то сумма штрафа распределяется между аэропортами, способствующими введению рейса в расписание (т.е. от аэропорта - виновника задержки до аэропорта, введшего рейс в расписание), в равных долях.
Пример 4. В выполнении и обеспечении рейса участвуют 4 аэропорта (базовый, два транзитных и конечный). Самолет Ил-62 задержан на 2 часа во втором транзитном аэропорту при выполнении прямого рейса. Задержка была ликвидирована в первом (от базового) транзитном аэропорту при выполнении обратного рейса, и в базовый аэропорт ВС прибыло регулярно.
Сумма штрафа распределяется между конечным и транзитным аэропортами в размере, для каждого равном:
размер ставки x время задержки 520 x 2 = 520 руб.
колич. участников, 2
7.8. Основанием для предъявления штрафа являются передаваемые в соответствии с ТС ГА сообщения:
ДЕП - информирующее о задержке вылета и причине;
АРР - подтверждающее время посадки ВС.
7.9. ПДС (АДП) предприятия ГА, понесшего ущерб, в течение пяти дней со дня возникновения нарушения регулярности высылает в адрес ПДС предприятия ГА, допустившего это нарушение, телеграфное уведомление о нарушении регулярности полетов с указанием рейса, даты вылета, времени задержки и размера штрафа. Копия уведомления хранится в течение года.
7.10. ПДС предприятия ГА, допустившего нарушение регулярности полетов, представляет в ОБУФ предприятия необходимую информацию (дата, время и продолжительность задержки) для оформления платежного поручения на списание суммы штрафа со своего счета. В случае несогласия в пятидневный срок после получения телеграммы ПДСП высылает акт и другие материалы на задержку с обоснованием непричастности к ней служб своего предприятия. Копии материалов и препроводительные документы хранятся до окончательного решения по взаимным претензиям.
7.11. Производственно-диспетчерская служба (АДП) предприятия ГА ежемесячно не позже 3-го числа составляет "Перечень задержанных рейсов за текущий месяц", по которым должны быть предъявлены исковые заявления о выплате штрафа с указанием времени задержки рейса и приложением телеграммы о вылетах и задержках отправлений ВС. Ответственного за подготовку материалов для расчетов по возмещению материального ущерба (штрафа) назначает руководитель предприятия.
Представление материалов по компенсационным выплатам пассажирам обеспечивает начальник СОП.
7.12. Предприятие ГА, понесшее ущерб в результате нарушения регулярности полетов по вине другого авиапредприятия, ежемесячно, но не позднее 10-го числа следующего месяца, предъявляет исковое заявление на выплату штрафа к виновнику по всем задержанным рейсам за предыдущий месяц.
7.13. На задержки по вине организации-заказчика составляется двухсторонний акт, который должен быть завизирован представителем заказчика и аэропорта-отправителя. Он является основанием для предъявления претензий. Если такой акт отсутствует или составлен односторонний акт, то ответственность за нарушение регулярности несет предприятие ГА - отправитель. При отказе заказчика от визирования двухстороннего акта составляется комиссия не менее чем из трех человек, которые визируют отказ заказчика от подписи.
7.14. Если между предприятиями ГА не достигнуто соглашение, материал о взаимных претензиях передается в арбитраж в сроки, установленные Союзным гражданским законодательством.
Предъявление иска в арбитраж без предварительного обращения с претензией к другой стороне не допускается. Дела, подлежащие рассмотрению в арбитраже, принимаются к рассмотрению при наличии акта о нарушении. Акты, составленные с нарушением требований настоящего Руководства, к рассмотрению не принимаются.
7.15. Выплата за нарушения регулярности полетов производится за счет прибыли предприятия ГА, оставляемой в их распоряжении, либо хозрасчетного дохода.
7.16. Ущерб от нарушений регулярности полетов (штраф) отражается в бухгалтерском учете и отчетности:
- предприятий ГА, по вине которых они допущены, - на балансовом счете N 80 "Убытки" по статье "Штрафы, пени, неустойки уплаченные";
- предприятий ГА, получающих компенсации, - на балансовом счете N 80 "Прибыль" по статье "Штрафы, пени и неустойки полученные".
7.17. Агентства воздушных сообщений, доставляющие пассажиров в аэропорт автотранспортом городских предприятий, оговаривают экономические санкции на задержку доставки пассажиров в аэропорт в двухсторонних (агентство - автокомбинат) или трехсторонних (агентство - автокомбинат - аэропорт) договорах. При этом размер штрафной ставки устанавливается не более предусмотренного настоящим Руководством.
7.18. За поломку и повреждение ВС на земле предприятие ГА, виновное в свершение его, несет материальную ответственность перед предприятием - владельцем (арендатором) воздушного судна независимо от продолжительности задержки.
7.19. Материальная ответственность складывается из фактических затрат по восстановлению ВС предприятием, виновным в повреждении его, или из возмещения прямых затрат предприятию-владельцу (арендатору) по вводу в строй ВС.
7.20. Если восстановление повременного ВС осуществляет предприятие ГА, виновное в этом, то расходы по нему несет это предприятие ГА и относит их на непроизводительные расходы. Понесенные затраты не освобождают от уплаты штрафа и выплаты компенсации пассажирам.
7.21. Расходы по вводу в строй ВС в результате поломки или повреждения на земле определяются предприятием ГА, осуществляющим восстановление, и оформляются сметой, составляемой начальником АТБ и утверждаемой руководителем предприятия ГА.
7.22. За время простоя ВС, связанного с поломками и повреждениями его на земле, после вывоза последнего пассажира задержанного рейса, предприятие ГА, виновное в повреждении ВС, выплачивает владельцу (арендатору) ВС компенсацию в размере произведения часовой ставки на среднесуточный налет ВС (таблица 1) за каждые последующие полные и неполные сутки до ввода ВС в строй по формуле:
S = C x Тнал,
где значения C и Тнал (среднесуточный налет ВС) берутся из таблицы 1.
7.23. Предприятие ГА, виновное в повреждении ВС, освобождается от выплаты компенсации со дня представления собственного ВС до восстановления поврежденного.
Приложение 1
Приложение 2
1. Ведение отчетности по регулярности полетов ВС в предприятиях ГА возлагается на производственно-диспетчерскую службу, а где отсутствует ПДСП - на АДП.
2. Официальными отчетными документами по регулярности полетов являются утвержденные Госкомстатом СССР:
- телеграфный отчет о регулярности прибытия ВС в конечный пункт маршрута на собственном парке и пояснительная записка к нему;
- телеграфный отчет о регулярности отправлений ВС за истекшие сутки, независимо от принадлежности ВС.
3. Телеграфный отчет о регулярности прибытия ВС в конечный пункт маршрута составляют ПДС управлений и объединений ГА ежемесячно не позднее 5-го числа после отчетного месяца и высылают в ЦПДУ ГА за подписью начальника (первого заместителя) управления (объединения). В отчет и пояснительную записку к нему включается информация о рейсах, выполняемых по внутрисоюзному и международному расписаниям на собственном парке ВС. Регулярность рейсов, выполняемых на местных воздушных линиях, показывается в отчете отдельной строкой. В эту же строку включаются рейсы, перевозящие вахтовые бригады на ВС 3 класса.
4. Телеграфный отчет о регулярности отправлений ВС за истекшие сутки - телеграммы РПВ - составляют ПДС предприятий (объединений) ГА ежесуточно, не позже 3 часов московского времени, и направляют в адрес ЦПДУ ГА, а копии - ПДС своего управления. Изменения, возникшие в определении причины или виновника нарушения регулярности, представляются корректировочной телеграммой. Уточненные данные о причинах и виновных в задержках отправлений ВС представляются телеграммой ежемесячно, не позже 3-го числа после отчетного месяца, в те же адреса.
В телеграфный отчет включается информация по всем отправлениям, независимо от принадлежности ВС, выполняемым по внутрисоюзному и международному расписаниям, а также вне расписания за пределы УГА на ВС первого и второго класса.
5. Кроме того, предприятия ГА представляют в адрес ПДС своего управления ГА телеграфные отчеты о регулярности выполнения рейсов по местным воздушным линиям из базового и приписного аэропортов на собственном парке.
6. Информация по регулярности грузовых, почтовых и заказных рейсов, выполняемых вне расписания, а также рейсов, выполняемых на самолетах Ан-2, в сводные телеграфные отчеты, передаваемые в ЦПДУ ГА, не включаются.
7. Кроме отчета о прибытии ВС в конечный пункт маршрута ПДСУ ГА представляет ЦПДУ ГА:
- копии приказов управлений ГА по вопросам обеспечения регулярности полетов - по мере издания;
- копии решений Советов управлений ГА по вопросам регулярности полетов - по мере проведения, но не реже одного раза в год.
8. На основе отчетов и сообщений предприятий ГА ЦПДУ ГА составляет:
- сводный отчет о регулярности выполнения рейсов в отрасли с разбивкой по управлениям ГА, направляемый в Госкомстат СССР (копия - в ГЭУ МГА);
- годовые анализы состояния регулярности полетов ГА, рассылаемые в управления ГА и управления МГА.