СОПП

главнаяистория ⇒ История гражданской авиации 1923-1941гг.

История гражданской авиации 1923-1941гг.

9 февраля 1923 года по инициативе В. И. Ленина Совет труда и Обороны принял постановление, которым руководство добровольными авиационными обществами было возложено на Главное управление Рабочее-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухфлот) через Инспекцию Гражданского воздушного флота. Этим же постановлением был создан постоянный Совет по Гражданской авиации. Благодаря этому, стало обеспечиваться единое государственное руководство деятельностью ВФ. Эта дата является Днем рождения гражданского воздушного флота России. (ГВФ России) и, следовательно, Аэрофлота.

Аэропорт Внуково как авиапредприятие гражданской авиации страны и правопреемник аэропорта на Ходынском поле зарождался вслед за выходом этого Постановления СНК от 9 февраля 1923 года. В целях ускоренного развития отечественной гражданской авиации правительством страны (см. ксерокопию документа «Организация Воздушных линий» с резолюцией Л. Д. Троцкого от 09 декабря 1922 года) было принято решение о создании акционерного общества, устав которого и был утвержден 17 марта 1923 года как акционерное общество (АО) «Добролет».

В составе АО «Добролет» было создано:

Шла организация первой российской авиалинии «Москва-Нижний Новгород» и Центральной московской аэростанции, переименованной в 1930 году в Московский Центральный аэропорт, который базировался на Центральном аэродроме РКК им.Фрунзе (на Ходынском поле).

Первый аэровокзал в Москве — на Ходынском поле.

Первая пассажирская авиалиния Москва-Н.Новгород, протяженностью 420 км была открыта 15 июля 1923 года.

В 1923 году газета «Нижегородская коммуна» напечатала объявление: «Cегодня, 15 июля, часов в 8-9 вечера на городской аэродром прибудет из Москвы аэроплан «Ультиматум». Для аэродрома был выбран пустырь на окраине города. К прилёту самолёта на поле зажгли костры, все с волнением поглядывали на полосатый «хобот», повисший на длинном шесте. Наконец появился самолёт. Воздух наполнился радостными криками нижнегородских мальчишек. Аэроплан сделал круг над полем и пошёл на посадку. Так была открыта первая в нашей стране регулярная авиалиния Москва-Нижний Новгород.

Из Москвы самолёт вылетал в 8 часов утра, а из Нижнего — в 18 часов. Для пассажиров подавался специальный автомобиль к главному Ярмарочному дому за час до отлёта. Первый рейс выполнил Яков Николаевич Моисеев. Позже он стал известным пилотом Аэрофлота. Весь путь от Москвы до Волги в 420 км он преодолевал за три с половиной часа (сегодня на это требуется 50 минут). Летел на высоте 230-250 метров без всякой связи с землёй, ориентировался по речкам и по железной дороге. Разумеется, полёты выполнялись только в хорошую погоду и днём. Самолёты брали на борт 6 пассажиров. Каждый мог провезти бесплатно 8 килограммов багажа. За 3,5 месяца работы на этой линии было перевезено 270 пассажиров и 85 пудов почты, газет, посылок.

Около 1926 года все акционерные общества страны были распущены, и всё перешло в собственность государства. В наше время страна снова вернулась к акционерной форме собственности.

А в 20-30-е годы конструкторские коллективы по самолетостроению, возглавляемые А. Н. Туполевым, Н. Н. Поликарповым и др. спроектировали и построили первые советские военные и гражданские самолеты.

Так в 1919-1922 г.г. группой молодых советских конструкторов комиссии по тяжелой авиации создается первый советский двухмоторный самолет «КОМТА»

В 1924 году конструкторы Александров и К.А.Калинин построили пассажирский самолет «АК-1» на 3 пассажира.

А Андрей Николаевич Туполев построил агитационно-пассажирский самолет АНТ-14 «Правда», который сыграл важную роль в пропаганде достижений отечественной авиационной промышленности.

Эти самолеты участвовали в перелете Москва-Пекин-Токио, получивший наименование «Большой Восточный» (сентябрь 1925г.). Экспедиция состояла из шести экипажей, четыре из которых летели на самолетах отечественного производства (Р-1, Р-2, АК-1). Выполненный групповой перелет имел огромное значение. Успешно прошли испытания в дальнем перелете самолеты и моторы отечественной конструкции.

В 1928-1929 г.г.Поликарпов построил У-2 (биплан) (после смерти конструктора в 1944г. переименован в По-2). Машина отличалась простой конструкцией, хорошей устойчивостью и управляемостью. На нем в 1930-1950г.г. учились пилоты гражданской авиации. Начиная с 1932 года, он широко использовался в Аэрофлоте как сельскохозяйственный, пассажирский и санитарный. В годы ВОВ самолет использовался как корректировщик артстрельбы, для связи и как легендарный (легкий) ночной бомбардировщик.

Тогда же Поликарпов построил: ПР-5 (полутораплан) (Р-5) — двухместный самолет — основное назначение: разведка, кроме того, самолет широко применялся как почтовый и пассажирский (модификация П-5). В феврале 1934 года во льдах Арктики для спасения людей с парохода «Челюскин» в состав экспедиции вошли три самолета П-5, пилотируемые В. С. Молоковым, Н. П. Каманиным, М. В. Водопьяновым. Летчики эвакуировали большую часть челюскинцев, за что были удостоены звания Героев Советского Союза.

В 1924 году А. Н. Туполев построил первый советский цельнометаллический самолет — это небольшой трехместный моноплан «АНТ-2»

В период с 1930 по 1939 год был построен ряд тяжелых многомоторных самолетов. Наиболее ярким воплощением этого направления в отечественном самолетостроении стал восьмимоторный гигант АНТ-20 «Максим Горький», который брал на борт 80 пассажиров, имел максимальную скорость 280 километров в час и дальность полета 2 тысячи километров. В то время он был самым большим самолетом в мире. До мая следующего года самолет успешно эксплуатировался по своему основному назначению агитсамолета. 18 мая 1935 г. «МГ» гибнет в катастрофе: истребитель И-5 (летчик-испытатель Н. П. Благин), сопровождавший «МГ»’, врезался в крыло самолета.

Цельнометаллический самолет-гигант ПС-124 (АНТ-20бис) с шестью двигателями был создан под руководством авиаконструктора А. Н. Туполева в 1940 году. Испытания провел летчик М. М. Громов. В 40-м году это был самый крупный в мире пассажирский самолет, его салон вмещал 64 человека.

С середины 1938 года цельнометаллический низкоплан ПС-84(с 1942 года ЛИ-2) со свободнонесущим крылом был воспроизведением американского «Дугласа» ДС-3. На нем были установлены два двигателя А. Д. Швецова. Руководил внедрением его в серийное производство главный инженер завода Б. П. Лисунов. До середины 1970-х годов ЛИ-2 широко эксплуатировался на линиях Аэрофлота. Его пассажирская кабина вмещала 21 человека (при четырех членах экипажа). В годы ВОВ он применялся как военно-транспортный и десантный самолет. У самолета ЛИ-2 было трехлонжеронное крыло с работающей обшивкой, на крыле — посадочные щитки. Шасси в полете убиралось назад в мотогондолы до половины колеса, что давало возможность в случае аварии совершать посадку с невыпущенным шасси. Для облегчения пилотирования имелся автопилот.

Самолет ПС-89

Развитие авиационной техники, постройка новых современных самолетов, увеличение авиаперевозок, развитие сети воздушных линий вызвали необходимость улучшения наземной техники. В 30-х годах впервые появились приборы для полетов вне видимости земли. Внедрялась радиосвязь между аэропортами и с самолетами (полеты по радиомаякам), вместо костров и фонарей при посадке ночью применялись посадочные прожекторы (на тележке)

В 1931 году в Москве построен новый, первый в стране и один из крупных в Европе, аэровокзал.

Посадка пассажиров в самолет

Заправка самолета из бочки на телеге

Радиостанция на мотоцикле

Еще в 1932 году конструкторское бюро А. Н. Туполева приступило к созданию цельнометаллического моноплана с крылом большого размаха и одним двигателем М-34, и в 1936 году был построен самолет АНТ-25.

Все рекордные достижения и выдающиеся дальние перелеты экипажей гражданской авиации, в том числе на Северный полюс, совершенные в предвоенные годы на самолетах марки «АНТ», просто трудно перечислить. Подобных самолетов еще не было за рубежом, а перелеты принесли мировую славу и отечественному самолетостроению и советским летчикам.:

В 1938 году женский экипаж — Валентина Степановна Гризодубова, П. Д. Осипенко и М.М.Раскова на самолете «Родина» совершили беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток (пос. Кэрби), пролетев 6450км за 26 часов 29 минут. Этим самым они установили международный женский рекорд. Всем им присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1939 году Московское управление ГВФ становится наиболее крупным в отрасли, а Московский аэроузел и аэропорт на Ходынке — ведущими в управлении. Значительно возрастают объемы перевозки авиапассажиров, почты и грузов. Ежедневно с Московского аэровокзала вылетали в стахановские рейсы пилоты матричники. Они доставляли по стране матрицы центральных газет.

Так проводилось техническое обслуживание самолета ПР-5 стахановцами-техниками.

Главный Московский аэропорт на Ходынском поле оказался чрезмерно перегружен и для дальнейшего развития был мало пригоден. Уже в те годы он был зажат городской застройкой, жилыми кварталами, шум от самолетов мешал населению, возникали проблемы, связанные с обеспечением безопасности полетов. Немаловажное значение играли и растущие и крепнущие связи с зарубежными странами, неспокойная международная обстановка, особенно в Европе.

Все эти вопросы рассматривались руководством Москвы, ГВФ, правительством страны. Еще в 1936г. было принято постановление СНК СССР по гражданской авиации, один из пунктов которого гласил: «построить Московский Центральный аэропорт». В изысканиях, а затем и в проектировании аэропорта принимали участие многие специалисты созданной в 1934г. новой научно-исследовательской организации гражданской авиации «Аэропроект».

Окончательным выбором были площади юго-западнее Москвы в четырех километрах от железнодорожной станции Внуково Киевской железной дороги. В 1937г. были завершены инженерные изыскания для проектирования и строительства аэропорта Внуково. Название аэропорт получил от названия небольшой подмосковной деревушки Внуково, которая в свою очередь получила это название в XVI веке от прозвища своего первого владельца. — смоленский князь Семен Григорьевич, по прозвищу Внук в 1524 году был воеводой в Муроме, и за усердную службу великокняжескому престолу получил во владение небольшой нарез земли под Москвой, переселил сюда несколько крестьянских семей, они обосновали небольшую деревеньку Внуково, т.е. Внукова деревня.

Когда решался вопрос о строительстве нового аэропорта, то учитывалось несколько факторов:

Общий контроль за ходом изыскательских работ и проектирования будущего аэропорта осуществлял начальник Ходынского аэродрома полковник Вильгельм Фридрихович Каминский До конца 1938г. он же являлся заказчиком работ по строительству аэропорта. Это личность незаурядная. В 1916 г. он окончил Гатчинскую школу авиамехаников, а в 1918г. — Егорьевскую школу летчиков. Участник Гражданской войны. Работал пилотом «Добролета» в Средней Азии. Возглавлял отряд особого назначения. Он был удостоен трех орденов красного Знамени. С его именем связано строительство и развитие аэропорта Внуково.

Участок земли площадью 874га, отведенный под строительство нового аэропорта, назвали «объект № 204». Он представлял собой в основном болотистый лесной массив. В центре будущего аэропорта был пруд эллипсовидной формы, вокруг которого росли кустарники, а подальше находились деревья.

Главный штаб стройки тогда размещался близ д.Ликова, вокруг нее же уже с первых дней строительства один за другим стали появляться складские и подсобные помещения. Строили бараки и в так называемой особой зоне, обнесенной забором с колючей проволокой в несколько рядов. Здесь жили осужденные, а проще говоря, зэки. Заключенных на объекте № 204 было очень много — где-то около 5тыс человек.

По свидетельству участников, для строительства аэродрома, объектов аэропорта необходимо было выполнить огромные по объему и очень трудоемкие работы. Только для строительства летного поля и полос подхода потребовалось около 1млн куб.м земли. Для перемещения грунта использовались лошади и грабарки. Сваленные деревья и грунт перевозили более тысячи лошадей.

В целом строительство нового аэропорта проходило в ускоренном режиме. Здание нового аэровокзала строилось по проекту архитектора Н. Н. Щетинина.

На основе этого проекта в послевоенное время строились аэровокзалы в гражданских аэропортах по всей стране.

Когда к весне 1941г. строительство аэродрома было практически завершено, новостройку посетил член Политбюро ЦК ВКП(б) Климент Ефремович Ворошилов, который курировал строящийся объект. Тогда же решили официальное открытие аэропорта приурочить к 1 июля 1941г.

И вдруг, в высокие партийные инстанции стали приходить письма и обвинения в том, сто руководство стройки только разбазарило драгоценный бетон и взлетная полоса слишком узка для Ли-2. Пришлось на аэродром пригласить Наркома обороны К. Е. Ворошилова. На его глазах начальник управления международных авиалиний Валентина Степановна Гризодубова тут же подняла самолет Ли-2 в воздух и, сделав круг над аэродромом, прекрасно произвела посадку. К. Е. Ворошилов признал доводы руководства аэрофлота убедительными.

Развязанная 22 июня 1941г. гитлеровской Германией война нарушила все планы.

2 июля 1941г. было объявлено о вводе в строй первой очереди аэропорта Внуково. Эта дата и признана сейчас официально за День рождения аэропорта Внуково.

 

Материалы для данной статьи любезно предоставлены директором музея а/п Внуково Никитиной Е.А.

Фотографии с сайтов: